Здоровьесберегающие технологии
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность у педагогов, психологов, родителей. В связи с этим возрастает потребность социума в воспитании здорового поколения.
Проблемы здоровьесбережения на занятиях по информатике усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека:
- стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения;
- утомление глаз, нагрузка на зрение.
- перегрузка суставов кистей.
Поэтому я, как преподаватель и заведующий кабинетом «Информационных технологий в профессиональной деятельности», слежу за соблюдением следующего:
В первую очередь, это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
- кабинет оснащен в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, подобрана удобная мебель, компьютерная техника современна и соответствует всем нормам, оформлен стенд с правилами поведения и техникой безопасности;
- регулярно проветриваю кабинет;
- занятия выстраиваю с постоянной сменой деятельности;
- соблюдаю время нахождения студентов за вычислительной техникой;
- соблюдаю температурный режим;
- в кабинете присутствуют растения с широкими листьями;
- на одно рабочее место с компьютером приходится не менее 6 м2. площади помещения;
- рабочие места студентов в кабинете обеспечивает электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ студентов и подход педагога во время занятия к каждому рабочему месту;
- освещение достаточно яркое, без бликов;
- за рабочими местами расположены удобные стулья.
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья студентов.
Во – вторых, для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетрадях или за компьютером, я рекомендую студентам в течение всего занятия, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких занятий у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.
В – третьих, структуру занятия изменяю в зависимости от вида и темы, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но приоритетным, для меня, остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на занятии. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение студентов с компьютером более безопасным для здоровья
Очень интересными, на мой взгляд, являются проблемный метод, web-квест и метод проектов. Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность студентов через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Студент, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает подростку утомить свой организм.
В –четвертых, контролирую позу студентов во время занятий.
В – пятых, проведение физкультминуток на занятиях.
Одна из проблем, которая остро стоит не только в образовательных учреждениях, но и в обществе в целом, - это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
Снижение двигательной активности современного студента является фактором, способствующим росту заболеваемости. Поэтому важна профилактика и коррекция болезней. Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный способ поддержания работоспособности студентов, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Продолжительность ФМ составляет 1,5-2 минуты, методическую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподаватель физической культуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ меняю, иначе они становятся фактором усиления монотонности.
В – шестых, это регулирование умственной нагрузки.
Все выше перечисленные факторы приводят к тому, что на сегодняшний день нам педагогам бесспорно необходимо использование здоровьесберегающих технологий и методик на своих занятиях, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.