Педагогическая концепция
Требования современного общества таковы, что одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать “над собой”, самосовершенствоваться. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и обладать психологической готовностью к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
В своей педагогической деятельности я применяю элементы современных педагогических технологий: проектная деятельность, групповые технологии, работа в парах, обучение по алгоритму (работа с инструктивными карточками), использую обучающие компьютерные программы, дифференцированное обучение по профильной ориентации, использование игр и игровых форм организации учебной деятельности, методы эмоционального стимулирования.
№ |
Название используемой технологии |
Обоснование применения. |
Прогнозируемый результат. |
1 |
Информационные технологии |
новый уровень восприятия учебного материала; достижение дифференциации обучения студентов; развитие информационной компетенции; |
развитие самостоятельных умений и навыков учащихся повышение интереса к изучаемому предмету повышается уровень компьютерных знаний - повышение интереса к предмету. |
2 |
Игровые технологии |
Повышение интереса к изучаемой дисциплине; |
стимулируется познавательная деятельность; самопроизвольно запоминаются сведения; формируется ассоциативное запоминание;
|
3 |
Учебные проекты
|
развитие творческих умений студентов;
|
привитие интереса к предмету; |
4 |
Дистанционное обучение
|
Пополнение и углубление знаний по предмету; Работа в on-line сервисах;
|
активизируется мыслительная деятельность; усиливается мотивация к изучению предмета. |
5 |
Работа с инструктивными карточками |
Отработка навыков выполнения заданий |
Достижение результатов в приобретении знаний и применение их в дальнейшем; развитие компетенций |
Стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных кабинетов, кабинетов с мультимедиа проекторами, интерактивными досками и т.п. Грамотное, полноценное использование подобных устройств позволяет значительно повысить качество обучения.
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать лекционные и практические занятия более интересными и динамичными, а огромный поток изучаемой информации более - доступным.
Компьютер сегодня - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики и ИКТ на базовом уровне выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия условий перехода от информационных процессов к информационным технологиям.
Практическая же часть курса направлена на освоение студентами навыков использования средств информационных технологий не только на занятиях по информатике, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, формирования межпредметных связей.
Как и каждый преподаватель, я заинтересован в том, чтобы мои занятия проходили с наибольшей эффективностью. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая обучающихся в определенную ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с
иллюстрациями, графиками и т.д.
Мой кабинет оборудован компьютерной техникой – персональными компьютерами, мультимедиа проектором, МФУ, позволяющими перенести информацию из периодических печатных изданий в информацию удобную для работы преподавателей и студентов. Имеется Интернет на всех рабочих местах. В своей работе использую огромное количество различных программ, в том числе и MS Office. Интернет предоставляет возможность поиска материала по любому предмету.
Используемые направления ИТ можно представить в виде следующих блоков:
I. мультимедийные сценарии занятий (презентации);
II. применение готовых учебных и демонстрационных программ;
III. контроль знаний;
IV. электронная почта;
V. проектно-исследовательская деятельность студентов.
1. Мультимедийные сценарии занятий
Мультимедийные сценарии занятий выполняются в виде презентаций с применением программы MS Power Point . При подготовке презентации заранее продумывается структура занятия, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения занятия. Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы преподавателем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от занятия время для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами студентов, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе занятия. Таким образом, у студентов сразу работают два вида памяти (визуальная, аудиальная), что способствует лучшему усвоению нового материала. Для лучшего эффекта подойдет, показ слайдов при помощи интерактивной доски (что я и делаю) т.к. при демонстрации с помощью ИД преподаватель не отвлекается на подход к мыши или клавиатуре, а это в свою очередь повышает эффективность учебного времени.
В архиве кабинета информатики имеются презентации почти по всем изучаемым темам моего предмета адаптированные для использования на интерактивной доске. Помогаю преподавателям обучиться работе с интерактивной доской.
2. Применение готовых учебных и демонстрационных программ
В образовательном процессе я использую различные электронные учебники. Образовательные программы, являясь мультимедийным пособием, позволяют повысить степень самостоятельности обучающихся, преподаватель лишь координирует действия студентов. При необходимости студент может вернуться назад к непонятной ему теме.
http://www.lessons-tva.info/edu/edu.html
http://infoscool.ucoz.ru/index/ehlektronnye_uchebniki/0-18 и др.
3. Применение информационных технологий для контроля знаний
Цель опроса не только проверить знания, но расширить и обобщить их, научить делать выводы. Проверка знаний при помощи тестовых информационных технологий развивает умственные способности студентов, активизирует их мышление.
Интерактивное тестирование более привлекательно для студентов, чем бланковое, результат они видят сразу. Студент видит не субъективную оценку преподавателя, с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться. Я пользуюсь тестовой программой My TestX, и разработал тестовые задания по всем основным блокам моих дисциплин. Помимо этой программы, использую интернет ресурсы с тестовыми заданиями такие как: http://www.examen.ru/add/tests/test
http://www.klyaksa.net/test_online/
http://ege.yandex.ru/informatics/
и многие другие.
4. Электронная почта
Почти вся сегодняшняя молодёжь имеет электронные ящики в различных почтовых сервисах. Даже если кто не имеет, мы их создаем и учимся работать.
Помимо того что я учу студентов работать с почтой, я сам постоянно рассылаю электронную почту и помогаю другим преподавателям которые не владеют средствами ИКТ.
5. Проектно-исследовательская деятельность с использованием информационных технологий
Для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса использование метода проектов, на мой взгляд, является одним из самых удачных способов при обучении не только информационным технологиям, но и любым другим дисциплинам.
Как в аудиторной так и во внеаудиторной деятельности я довольно часто прибегаю к проектной деятельности студентов. Чаще всего эти задания выполняются в программе MS Power Point.
Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и профессиональной деятельности, вместе с тем, требующему привлечения знаний обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Опыт работы показывает, что студентам свойственно не только смотреть и слушать, но и самим показывать и рассказывать о своих достижениях и результатах труда. Обучающимся интересно выполнять задания преподавателя на других предметах, используя для этого изученные программы обработки информации.
Проектно-исследовательская деятельность ярко проявляется при проведении внеаудиторных мероприятий. В кабинете информатики имеются презентации по многим темам. Очень украшает любое мероприятие правильно подобранное музыкальное сопровождение.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии начинают выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент студента, каким сегодня является книга и карандаш.
Применения ИКТ обеспечивает более высокое качество знаний студентов за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе на теоретических или практических занятиях. Студенты формируют умение работать с информацией для выполнения полученного задания, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.
Вывод: применение компьютера в образовательном процессе способствует повышению интереса к обучению, его эффективности. Компьютерные технологии позволяют ставить перед учащимся и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. И самое главное: используя ИКТ, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. При этом надо всегда помнить, что компьютер не заменяет преподавателя, а только дополняет его.